История района

Возникновение Барановичей связано со строительством Московско-Брестской железной дороги. Начало городу положила небольшая станция этой дороги, сданная в эксплуатацию в ноябре 1871 года – станция Барановичи, получившая своё название от одной из близлежащих деревень. С развитием её и, особенно, с появлением перспективы для Барановичей превратиться в железнодорожный узел, начал бурно развиваться пристанционный посёлок на земле, принадлежавшей графине Е.А. Розвадовской. 27 мая 1884 г. Минское губернское правление приняло решение об устройстве здесь местечка, получившего название Розвадово. Тогда же, в 1884 г., сдается в эксплуатацию железная дорога, соединившая Вильно с Ровно и пересекшая Московско-Брестскую неподалёку от станции Барановичи. Новая станция – Барановичи (уже Полесских железных дорог) – становится вторым центром формирования будущего города. В районе её возникает и быстро растёт поселение, получившее название Новые Барановичи. Новые Барановичи в своём развитии тяготели к местечку Розвадово (Старым Барановичам).

На рубеже 19-20 столетий оба поселения слились, создав своеобразное в административном отношении целое: местечко, которое с 1888 г. имело мещанское управление, входило в состав Новомышской волости, а Новые Барановичи, которые находились, в основном, на крестьянских землях, входили частями в Новомышскую, Столовчскую, Ястрембельскую и Даревскую волости Новогрудского уезда.

В сентябре 1915 года местечко было захвачено германскими войсками. 5 января 1919 года Красная армия освободила Барановичи.
С февраля 1919 года Барановичи – город, центр Барановичского уезда Минской губернии БССР.

Во время советско-польской войны 1919-1920 годов город неоднократно переходил из рук в руки, что способствовало его дальнейшему разорению. После отторжения от БССР её западных районов (по Рижскому мирному договору 1921 года) Барановичи – в составе Польши. Центр повета Новогрудского воеводства.
После воссоединения Западной Белоруссии с БССР Барановичи – областной центр Советской Белоруссии (с 4 декабря 1939 года). В городе насчитывалось около 27 тысяч жителей (осень 1939 года). В 1939-1941 годах в городе открываются новые и реконструируются старые промышленные предприятия, совершенствуются народное образование и здравоохранение, начинают действовать государственный учительский институт, музей изобразительного искусства, областной драматический театр, другие учреждения культуры.
В первые дни Великой Отечественной войны город был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками (с 27 июня 1941 года). На территории области действовало Барановичское партизанское соединение, в городах – патриотическое подполье (только в Барановичах насчитывалось около десяти подпольных групп). Город был освобождён 8 июля 1944 года в ходе Барановичско-Слонимской наступательной операции.
В годы Великой Отечественной войны город понес огромные человеческие потери, были разрушены 80 % всех строений, не подлежали восстановлению почти все промышленные предприятия, были уничтожены 2500 жилых домов, драмтеатр, шесть школ, одна из крупнейших в республике радиостанция, электростанция, паровозное депо, разграблен городской музей.

За период с 1944 –1945 годов была восстановлена работа всех медицинских учреждений города, открыто шесть школ, учительский институт. В 1944 году открылся первый в Барановичах завод – матороремонтный, где работало семьдесят человек. Сегодня это одно из крупнейших предприятий страны – Барановичский автоагрегатный завод.

1960 – 1970 годы – годы стремительного развития промышленности города. В этот период и по сегодняшний день Барановичи по прежнему важный транспортный центр республики, а Барановичское отделение Белорусской железной дороги – одно из крупнейших.
Сегодня Барановичи – один из перспективных, быстроразвивающихся городов Беларуси, в котором сконцентрированы: мощная промышленность, хозяйственные комплексы, развитая система образования, активная инновационная деятельность и новейшие технологии.

  • Почему нужно посетить город Барановичи

    Возникновение Барановичей связано со строительством Московско-Брестской железной дороги. Начало городу положила небольшая станция этой дороги, сданная в эксплуатацию в ноябре 1871 года, получившая своё название от одной из близлежащих деревень. Официальная дата рождения города – 29 ноября 1871 года.

    От времен начала 20 века в городе сохранились несколько старинных зданий – акцизного управления, аптеки Лаевского (в ней открыт музей аптечного дела), пожарное депо с каланчой, банк польский, несколько строений усадьбы Розвадовских, гостиница (здание медицинского училища), славная тем, что когда-то в ней останавливался писатель Шолом-Алейхем. Сохранился и островок первозданного леса, ставший «Старым парком», и старая брусчатка на улице Советской. Все эти фрагменты городской истории дороги жителям Барановичей, о них пишут, рассказывают, их изучают и бережно охраняют…

    В список памятников истории и культуры города Барановичи включены 147 объектов. Памятники и памятные места связаны с различными периодами в истории края или посвящены знатным землякам и знаменитым личностям. В Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь включены 17 объектов: 9 памятников архитектуры, 8 объектов истории.